Кто «много на себя берет»?


Ленский мост обсуждают российские СМИ

Будут или не будут строить мост через Лену, обсуждают не только местные, но и российские СМИ. Мониторинг публикаций в прессе и Интернете позволяет вычленить наиболее важные факты и комментарии, которые говорят о том, что единого мнения в российском правительстве нет, и окончательное решение пока не принято.

О «подноготной» возникновения «темы» поведали «Ведомости», информатор достаточно надежный, так как всегда ссылается на источник:

Письмо Белоусова Путину

«Перераспределить средства, которые должны были пойти на эти проекты, в пользу нужд Крыма в конце апреля предложил помощник президента Андрей Белоусов в письме к президенту Владимиру Путину («Ведомости» ознакомились с текстом письма). Строительство моста через Лену Белоусов предлагает перенести на более поздний срок, а от порта в Тамани и вовсе отказаться. Маневр позволит высвободить 112 млрд руб. на развитие Крыма. Из документа следует, что Владимир Путин поручил правительству оценить такое решение.

По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, инфраструктурные проекты будут пересмотрены для перераспределения средств на нужды Крыма: «Это практически решенный вопрос». Это не означает отказ, реализация проектов лишь будет отложена, подчеркивает она.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что в настоящее время изучаются возможности оптимизации расходов на инфраструктуру. Содержание письма Белоусова он прокомментировать отказался.

После первых высказываний со стороны премьера Медведева и министра экономики Улюкаева о том, что строительство моста через Лену будет отложено, сразу среагировали западные СМИ (дело касается Крыма!). ВВС, например, не скрывает злорадство: факт отказа от двух проектов доказывает, что у России не хватает денег на полуостров.

Расплывчатые горизонты и необходимые жертвы

Эксперты, опрошенные Би-би-си, уверены, что это только начало, и итоговые вложения в полуостров будут на порядок выше. Впрочем, добавляют они, какими бы ни были траты, власти за ценой не постоят, ведь Крым - это для Кремля не экономика и даже не политика, а гораздо больше.

Скорее всего, эти цифры трат на Крым появились в порядке срочного мозгового штурма чиновников, комментирует директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Из Кремля по министерствам и ведомствам разослали директиву: определиться с необходимыми инвестиционными проектами. Они, в свою очередь, наспех набросали планы и предложения. Изначально руководство страны заявляло, что финансирование Крыма будет осуществляться за счет накопленных резервов и не пойдет в ущерб проектам на территории страны. Фактически министр экономического развития Алексей Улюкаев первым из российских высокопоставленных чиновников признал, что ради Крыма все-таки придется чем-то пожертвовать.

Затем последовала ответная реакция врио главы нашей республики Егора Борисова и министра транспорта Максима Соколова. Мы приводим информацию из первоисточников, далее она была растиражирована другими информагентствами и сайтами.

Егор Борисов: «Будем бороться за мост!»

– Мост через Лену – вопрос очень важный не только для меня, но и для всех якутян. Мы построили железную дорогу до Нижнего Бестяха. Сюда, с учетом города Якутска, приходят и соединяются сразу три федеральные трассы – «Вилюй», «Колыма» и «Лена». А еще есть региональные дороги – «Амга», «Умнас», «Кобяй» и другие, которые также связаны с этим центральным районом. Кроме того, здесь находятся речной порт и международный аэропорт. Если мы построим мост, все эти объекты в совокупности сформируют единый логистический кластер для всей Якутии.

Исходя из этого, мы в свое время убедили, доказали и должны были построить мост через Лену. В прошлом году добились принятия решения Правительства Российской Федерации о начале строительства этого моста на основе концессионного соглашения.

Но жизнь меняется, и появились определенные идеи, что мост через Лену может потерпеть. «Жили якутяне без моста, пусть еще поживут какое-то время», – с таким заявлением выступили наши коллеги, предлагая перераспределить средства на другие объекты. Таким же образом стоит вопрос по порту Тамань. Но по Тамани можно согласиться по той простой причине, что в Крыму появилось несколько дополнительных портов. А мост через Лену здесь не причем.

Поэтому данный вопрос сейчас обсуждается. Опять появляется тема для непростых переговоров руководства республики с федеральным центром. Тема очень серьезная. По-разному все еще может решиться. Но я буду настаивать. На нашей стороне находятся министр транспорта России Максим Юрьевич Соколов и транспортники Российской Федерации в целом. Потому что они понимают важность этого объекта.

В который раз нас ждет сложный этап работы с Правительством Российской Федерации. О том, каким будет окончательное решение, говорить еще рано. Однако было время, когда два года назад федеральное правительство приняло решение приватизировать 100% акций «АЛРОСА». Тогда мы начали бороться и все изменили. В итоге мы, наоборот, поставили «АЛРОСА» под контроль правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Так что, с учетом мнения якутян, будем так же бороться за мост через Лену.

Соколов будет отстаивать инфраструктуру транспорта на Дальнем Востоке

Мост через Лену «уже прошел многие этапы своего развития», напомнил министр транспорта РФ Максим Соколов. Сейчас с инвестором идут переговоры, рассказал Соколов: «Мы, конечно, всегда будем отстаивать интересы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке». Это не только вопрос мобильности населения, но и доступности территорий, подчеркнул он.

Глава ведомства Максим Соколов утверждает, что строительство моста через Лену и нового порта Тамань «действительно стратегические инициативы для нашей транспортной системы, для всей России» и откладывать их нельзя, несмотря на любые обстоятельства.

«Конечно, ситуация меняется. Она может меняться и в геополитическом плане, и в финансовом. Но сегодня проект моста через Лену прошел многие этапы своего развития, и в апреле этого года завершились конкурсные процедуры. Сейчас с победителем ведутся конкурсные переговоры. Мы, конечно, всегда будем отстаивать интересы развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке», — цитирует агентство «Прайм» слова министра.

В «бой» решительно вступил, например, экс-президент РС(Я) Михаил Николаев, категорично высказав свое мнение НСН, и это федеральное СМИ однозначно поддержалопроект ленского моста.

Михаил Николаев: «Мост через Лену важен не меньше Крыма!»

Но если отмена строительства глубоководного порта в Тамани самоочевидна, то отказ от многострадального, затратного, но жизненно необходимого транспортной инфраструктуре страны, неоднократно «пропиаренного» самим правительством мостового перехода через Лену всколыхнул и возмутил специалистов.

Первый президент Якутии, а ныне Государственный советник Республики Саха (Якутия), депутат Госдумы Михаил Николаев категорично заявил НСН, что отказ от строительства моста через Лену будет непонятен никому:

«Лена — единственная река в России, которая не имеет моста! Там располагается узел трех федеральных автомобильных дорог – «Вилюй», «Колыма» и «Лена», они пересекаются именно в этом месте. И то, что там не будет грузопотока — это, мягко говоря… По этой проблеме неоднократно высказывались и президент России, и председатель правительства, принимали решение. Когда год назад в Якутске Дмитрий Медведев открывал дорогу, он во всеуслышание сказал, что мост будет! Потом было подписано соответствующее постановление. И если сейчас правительство откажется от этого решения, то со всех точек зрения это будет непонятно. Мост нужен и в транспортно-грузовом смысле, и стратегически, и политически», — убежден экс-президент Якутии Михаил Николаев.

Мост через Лену должен стать самым масштабным государственно-частным проектом в области автодорожной инфраструктуры России. Этот проект — гордость отрасли, не раз напоминал руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт. »Это крайне интересный проект с точки зрения инженерных решений: широкое русло реки, большие ветровые нагрузки, тяжелая ледовая обстановка. Будущий мост очень важен не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока, придания импульса его развитию», — заявлял Старовойт во время «Транспортной недели» ещё в декабре 2013-го года.

Немало ссылок и на комментарий ИТАР-ТАСС заместителя премьера Якутии Анатолия Скрыбыкина. В результате это крупнейшее информагентство широко распространило сообщение, работающее на защиту нашего проекта. Например, мы его прочитали в Газете.ру с ссылкой на ИТАР-ТАСС.

Мост через Лену позволит высвобождать около 10 млрд рублей в год

Около 10 млрд руб. бюджетных средств позволит высвободить постройка автомобильного моста через реку Лену в Якутии. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на зампреда правительства республики Анатолия Скрыбыкина.

По его словам, вся транспортная система республики полностью синхронизирована с мостом. Скрыбыкин добавил, что сеть федеральных и республиканских дорог сведена в единую систему, где ключевым звеном является мостовой переход через реку Лену.

«При строительстве моста более 80% территории Якутии будет обеспечено круглогодичным транспортным сообщением. За счет экономии на организацию завоза грузов высвобождается около 10 млрд руб. в год», — уточнил Скрыбыкин.

Также отмечается, что после завершения строительства моста завоз грузов в центральные районы республики станет круглогодичным. На данный момент в эти районы грузы доставляются только в период навигации и зимними автодорогами.

Закончить наш обзор российских СМИ хочется публикацией колумниста журнала «Однако» (редактор Михаил Леонтьев) Дмитрия Лекуха. Стоит пояснить, что колумнист – это журналист, которому дано право высказывать свое личное мнение.

На идею министра Улюкаева отменить мост через Лену «во имя Крыма»

Дмитрий Лекух

…У меня как у человека, не чуждого реальному бизнесу, уже очень давно вызывают интерес вербальные сигналы, издаваемые Алексеем Валентиновичем Улюкаевым, министром экономического развития. Руководителем ведомства, которому по долгу службы необходимо радеть об инвестициях в отечественную экономику и о новых проектах, в том числе инфраструктурных и государственных.

Нет, я всё понимаю. Алексей Валентинович, безусловно, человек многомудрый и в высшей степени экономически образованный. Но я не понимаю, почему чиновник, который, по идее, должен радеть о развитии и открытии новых проектов, — в своих, по крайней мере, публичных выступлениях неуклонно стремится что-нибудь, напротив, совершенно немедленно закрыть.

Итак.

Выступая в Калининграде, министр экономического развития России заявил, что правительство может отказаться от строительства моста через реку Лену в Якутии и порта Тамань в Краснодарском крае. Это, кстати, одни из немногих крупных инфраструктурных проектов, которые создаются на условиях государственно-частного партнёрства.

Обоснование, в сущности, простое: Тамань не нужна, потому как в результате референдума Российской Федерации досталось аж целых пять глубоководных портов в Крыму. Объяснение вроде как бы довольно рациональное, хотя далеко не бесспорное…

Словом, что называется, есть вопросы.

Но ещё больше вопросов вызывает желание министра экономического развития «сэкономить» на строительстве моста через Лену в Якутии, который бы позволил соединить центр и юг республики с БАМом и Транссибом: в настоящий момент времени круглогодичного сухопутного сообщения там просто нет, что, мягко говоря, сказывается на развитии богатейшей территории. И вступает в противоречие с президентской программой развития Сибири и Дальнего Востока (к которой, впрочем, «экономический блок правительства» всегда относился достаточно прохладно).

Но всё-таки самое занимательное в данном вербальном упражнении министра — даже не это, а объяснение, куда должный пойти «высвобождаемые ресурсы» в размере, простите, 112 млрд рублей: они, как бы это помягче, по мнению министра, должны пойти «на Крым». А ещё точнее — в «резерв». Вот дословно: «У нас есть резерв в 243 млрд рублей. И плюс эти средства, которые просто составляют резерв, он может быть направлен как на финансирование проектов в Крыму, так и для каких-то других проектов». И вот тут нам как бы хотелось также дословно процитировать ещё одного российского политика: «речь о возможном сокращении каких-то программ абсолютно не связана с Крымом, потому что всё, что делается и будет делаться в отношении Крыма, будет делаться из резервов правительства» (Владимир Путин).

И вот это только мне одному кажется, что кто-то из этих двоих, что называется, «много на себя берёт»?

Для Крыма деньги есть

Александр Уаров, председатель контрольного комитета Ил Тумэна:

- К высказываниям Председателя Правительства Дмитрия Медведева и министра экономики РФ Алексея Улюкаева по поводу возможной отмены строительства моста я отнесся с сомнением. Проведен конкурс, были заключены концессионные соглашения, подготовлены все документы, выделены необходимые земельные участки. Так что министр транспорта РФ Максим Соколов абсолютно прав, заявив, что будет отстаивать строительство моста через Лену.

Президент страны Вдалимир Путин не зря сказал, что развитие инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона, и Якутии в том числе, – это приоритетная задача России в XXI веке.

Для Крыма деньги есть. Для этого существуют резервный, стабилизационный, фонд благосостояния. Когда говорят, что денег нет – это вранье. Уверен, этот вопрос будет решен в нашу пользу.

Мост через Лену будет!

Алиш Мамедов, народный депутат РС(Я), гендиректор «Якутцемента»:

- Смотрел по телевизору, как российская делегация, в составе которой Егор Борисов, работает в Китае. Как я понял, газовый вопрос решен, так что перед Дальним Востоком открываются широкие перспективы. Не верю, что за счет такого важного объекта, как мост через Лену, будут решаться проблемы Крыма, ведь на эти цели у российского бюджета есть резервы. Наш проект долгосрочный, занимаются им давно, много решений уже принято. Так что мост будет! А цемент для его строительства мы обеспечим.

Подготовила Татьяна БУРЦЕВА