Совещание работников образования РС(Я)


20 августа завершило свою работу августовское совещание работников образования РС(Я) «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность». Последним мероприятием в программе совещания стала видеоконференция с одноименным названием.

Видеоконференция прошла на базе физико-математического форума «Ленский край» с участием глав муниципальных образований, начальников управлений образования и т.д.

На встречу с участниками видеоконференции приехали вице-президент республики Дмитрий Глушко, заместитель председателя правительства Феодосия Габышева, министр образования Афанасий Владимиров, депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Алиш Мамедов, а также гостьи — директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина, директор центра прикладных исследований и разработок Высшей школы экономики Татьяна Абанкина и директор гимназии г. Улан-Удэ Наталья Шадрина.

Поприветствовав работников образования и глав районов, вице-президент Дмитрий Глушко отметил, что с развитием системы образования закономерно возникает много проблем и вопросов. Одной из задач Года Учителя, по мнению вице-президента, является вынесение проблемных вопросов, несовершенств в работе на широкое обсуждение. В октябре в республике пройдет 12 съезд учителей, что станет отличной площадкой для всестороннего обсуждения имеющихся и возникающих вопросов. Также Дмитрий Глушко предложил скорректировать план мероприятий Года Учителя в Якутии для того, чтобы он не ограничился текущим годом, и все хорошие идеи и начинания воплощались и в дальнейшем.

Вице-премьер правительства Феодосия Габышева немного рассказала о своем поле деятельности работы в новом должностном статусе. В своем выступлении она выделила состоявшиеся события Года Учителя: участие республики в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», проведение 3 педагогической ярмарки, начало реализации проекта «Учителя Арктики». Феодосия Габышева отметила, что по оценке федерального центра, республика хорошо справилась в этом году с организацией летнего отдыха детей. Вице-премьер поздравила участников видеоконференции с предстоящим праздником 1 сентября и заметила, что правительство держит свое слово в плане ежегодной сдачи в эксплуатацию 10 новых школ.

С основным докладом «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность» выступил министр образования республики Афанасий Владимиров. Он отметил, что тема августовского совещания актуальна в свете реализации образовательной инициативы «Наша новая школа», в которой одним из 6 направлений является совершенствование учительского потенциала.

Концепция модернизации образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагают необходимость повышения доступности, качества и эффективности образования, построение «новой школы». Реализация этих целей подразумевает целый комплекс мер, а модернизировать школьное образование без улучшения качества учительского корпуса невозможно.

Модернизация системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки необходима уже сейчас, в преддверии введения федеральных государственных стандартов общего образования.

В своем выступлении министр затронул вопросы о новой модели повышения квалификации учителя, об изменениях в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». Данная статья - одна из самых важных. В ней говорится о правах работников образовательных учреждений и мерах их поддержки. В измененном 5 пункте статьи речь идет о сокращенной рабочей неделе - в 36 часов, о минимальном сроке отпуска и праве не реже одного раза за 10 лет непрерывной работы устраивать себе длительные - до года - каникулы. Теперь же этот пункт дополнится еще одним абзацем - о том, что учителя имеют право не реже чем раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации, чтобы повысить свой уровень как специалиста в том или иной предмете.

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 года. Они приводят закон в соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, по которому каждый учитель обязан проходить аттестацию и подтверждать свой уровень раз в пять лет. До сих пор это было делом добровольным. Теперь – обязательство, которое является мотивацией к повышению квалификации.

Остановился Афанасий Владимиров и на требованиях к компетентности учителя. Новые образовательные стандарты задают требования к кадровым условиям реализации ФГОС, где наряду с укомплектованностью образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками, предъявлены требования к уровню квалификации специалистов, непрерывности профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 был утвержден единый квалификационный справочник должностей работников образования. В нем определены основные составляющие компетентности руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала. Педагог в каждый момент своей работы в школе должен этим требованиям соответствовать и это будут проверять региональные аттестационные комиссии.

Еще одна из тем, упомянутых в докладе, накопительная система прохождения курсов и именном образовательном финансовом чеке на повышение квалификации. Для того чтобы было реализовано право педагога на непрерывное профессиональное образование не случайно предложена модель накопительной кредитно-модульной системы прохождения фундаментальных курсов педагогов. В настоящее время около 2000 педагогов успешно освоили данную программу. В основном, это представители отдаленных, труднодоступных территорий.

Говорил министр и о новом порядке аттестации педагогических работников. Следует отметить, что новая модель аттестации педагогов включена в перечень мероприятий Плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» как совершенствование механизмов формирования мотивации непрерывного роста педагогов.

Необходимо учесть положительный опыт апробации Временного положения РС(Я) об аттестации педагогов на высшую квалификационную категорию с проведением экспертизы электронного Портфолио общественными экспертами и проведением квалификационного испытания как в очной, так и в заочной форме.

Более 4000 педагогов прошли электронное тестирование и имеют персональный Портфолио в образовательном портале Республики Саха (Якутия). Это свидетельствует о расширении возможностей использования сети Интернет, в том числе для создания профессиональных сетевых сообществ.

В своем докладе Афанасий Владимиров подробно остановился на проектах для молодых педагогов. Активность молодых учителей из всех улусов республики в работе Всероссийского форума молодых педагогов «Сетевые педагогические сообщества как эффективное взаимодействие диссеминации инновационного опыта молодых педагогов» позволила организовать сетевое сообщество «Молодой педагог» с обсуждением вопросов методики преподавания, организации работы в сети. Молодые педагоги, такие как Александр Новгородов из Намской улусной гимназии и другие, сами становятся инициаторами создания сетевого сообщества в Интернете. Очень важно, что в республике создаются условия для встреч и обучения по интересам, особенно в каникулярное время. Министр выразил мнение, что следует продолжить практику проведения Летнего института для молодых педагогов, поддерживать инициативы молодежи, расширяя их социальный и педагогический профессиональный опыт.

В заключение Афанасий Владимиров отметил, что в последнее десятилетие в российской системе образования все более активно ведутся поиски эффективных технологий, с помощью которых можно осуществлять его развитие. Одним из важных факторов повышения эффективности взаимодействия системы образования и общественности является ее открытость: широкое информирование и обсуждение проблем через средства массовой информации, привлечение в качестве экспертов представителей гражданского общества.

«Учитель остается ключевой фигурой и в век информатизации», - заключил министр.

Директор института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина коротко рассказала о новом федеральном законе №83. Более подробно он обсуждался на семинаре-совещании с главами муниципальных образований и начальников районных управлений образования. Самое интересное в законе, это переход к 1 июля 2012 года всех учреждений образования на автономный, казенный или бюджетный тип. Лично Ирина Абанкина является приверженцем автономного типа учреждения, ведь он дает огромный простор для самостоятельности. Она отметила, что образовательные учреждения при автономном типе остаются государственными и муниципальными. «Ни о какой приватизации здесь речи не идет», - разъяснила Ирина Абанкина.

К личному предпочтению директора института развития образования Высшей школы экономики присоединилась и гостья из Бурятии — директор гимназии г. Улан-Удэ Наталья Шадрина.

Для участников видеоконференции она разъяснила все преимущества автономности образовательного учреждения, открывающего перспективы и возможности развития.

Перед собравшимися выступил депутат Госсобрания (Ил Тумэн), генеральный директор ОАО ПО «Якутцемент» Алиш Мамедов. В этом году при непосредственном участии его предприятия в Хангаласском районе сдается современное здание Улахан-анской средней школы с 4 спортивными, аграрной и двумя развивающими площадками. Также новоселье ждет и дошколят с. Уулах-Ан — здесь построено каменное здание детского сада. Алиш Мамедов выразил мнение, что строительство 10 школ в год — это мало, если учитывать, что в республике имеется 440 деревянных школ, 52 из которых находятся в аварийном состоянии. «Получается, что некоторые населенные пункты получат каменные школы только через 30-40 лет», - посетовал депутат.

На видеоконференции свои доклады представили глава Усть-Майского района Александр Антипин («О проблемах реализации изменений в ФЗ №83), глава МО «Горный улус» Петр Алексеев («О реализации направлений образовательной инициативы «Наша новая школа»»).

Посредством видеосвязи выступили заведующая Центра развития ребенка «Сардаана» г. Покровска. В этом году данный центр стал своего рода экспериментальной площадкой по переходу на автономный тип управления. На сегодняшний день данное дошкольное учреждение имеет широкий спектр услуг: группы коррекции, лечебный массаж, кружок бальных танцев, швейная мастерская, курсы изучения английского языка и т.д. Опрос, проведенный среди родителей, чьи дети посещают «Сардаану», показал, что 62% готовы платить за дополнительные услуги.

По итогам всех выступлений, заданных вопросов и поднятых проблем были выработаны рекомендации августовского совещания работников образования РС(Я) «Современный учитель: профессионализм, компетентность и эффективность», которые в ближайшие дни будут опубликованы на сайте Министерства образования республики, а также будут разосланы по администрациям муниципальных образований и районным управлениям образования.

Источник: ЯСИА (www.ysia.ru)